Информация о товаре доводится до сведения потребителя разными способами, в том числе и с помощью маркировки.
В зависимости от характера наносимых знаков и символов маркировка может содержать текстовую и цифровую информацию, а также штрих-коды, пиктограммы (символы, информационные знаки), объемно-пространственные изображения.
До того как приобрести товар, покупатель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах.
Зачастую приобретая товар, покупатель не задумывается о том, какая информация должна быть ему предоставлена. Продавцы порой также не осведомлены об обязательных требованиях, которые должны содержаться на товаре.
Вместе с тем в соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара…
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» от 09.12.2011 года №876 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Мало кто знает, что маркировка должна содержать обязательную информацию о дате изготовления товара.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре несет административную ответственность по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Так, индивидуальный предприниматель Петрова была привлечена к административной ответственности за то, что продавала в своем магазине чулочно-носочные изделия, на которых отсутствовала информация об изготовителе: юридический адрес изготовителя (продавца) или уполномоченного изготовителем лица, а также информация о дате изготовления товара. Постановлением мирового судьи ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Казалось бы, незначительное не первый взгляд нарушение, значительно ударило по карману предпринимателя, которая в судебном заседании пояснила, что не знала о требованиях закона об обязательной информации на товаре.
(Фамилия предпринимателя изменена)
Мировой судья Т.Е.Халепа